Урок по истории 4 класс.

 

Тема: Век девятнадцатый.

Урок № 1 Правление Александра 1. Война с Наполеоном. Бородинское сражение.

 

План урока.

1.   Памятный 1812 год.

2.   Михаил Илларионович Кутузов.

3.   Бородинское сражение.

4.   Герои Отечественной войны 1812 года.

 

Ход урока.

1.   Организационный момент.

 

2.   Проверка домашнего задания. Самостоятельная работа, работа с текстом (самопроверка). (Слайд соедини стрелками события и историческую личность)

     

3.   Век 19. Знакомство с новой исторической личностью Александр 1 (слайд) – вступил на русский престол, внук Екатерины П.

 «Он остёр как кончик шпаги, отточен как бритва, и обманчив, как пена морская». Однако на годы его правления приходится война с Францией. А русский император не имел опыта военных действий.

 

Учебник цветная вкладка.  

? Что заметили особенного на цветных фотографиях в учебнике?

? Почему так много фото на военные темы?

 

В начале июня 1812 года французская армия под командованием императора Наполеона (слайд) вышла к границам России к реке Неман, одержав победу над такими странами Европы как: Италия и Пруссия, Польша, Австрия и Испания,  Швеция. (слайд?)

Длительной войны он не ждал, планируя быстро разгромить войска русских. Уч. стр. 74 2, 3 абзацы

 

4.   Ход военных действий.

1.   Знакомство с русскими военоначальниками.

(Слайд с фамилиями)

(Слайд) Михаил Богданович Барклай де Толли – западные границы – рассказ ученика.

(Слайд) Петр Иванович Багратион – рассказ ученика.

(Слайд) Александр Петрович Тормасов – рассказ ученика.

Цель Наполеона: не дать соединиться армиям, разбить русских по отдельности.

 

«Мы долго молча отступали,

Досадно было - боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На старые квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»  

М.Ю.Лермонтов.

Учебник стр. 74 4 абзац.

Битва под Смоленском – Опять отступление.

 

2.   М.И.Кутузов (Слайд) рассказы детей.

 Ученик Суворова, «наука побеждать»

?Вспомните пословицы А.В.Суворова?

   Тяжёло в учении – легко в бою, воюют не числом, а умением, время дороже всего, я действую не часами, а минутами.

Идёт подготовка к решающему сражению.

 

5.   Бородинское сражение. «И вот нашли большое поле…»

1.   Вооружение армий. Учебник стр. 73

(рассматривание иллюстраций) Солдаты русской армии.

Керассиры (слайд) – тяжёлая кавалерия

Рассказ- сочинение ученика (отличие французского и русского воина) (слайд)

 

2.   видеофрагмент «Бородинское сражение»

3.   работа с картой в группах (слайд карты на экране)

1)   расстановка сил (условные знаки карты)

русские                                    французы

командный пункт

деревня Шевардино                деревня Горки

Главная цель: занять 2 дороги, ведущие в Москву (старая внизу и Новая вверху Смоленские)

Бородинская битва началась 26 августа (7 сентября) 1812 года (слайд)

«Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи»

Главный удар Деревня Семёновское, её защищала армия Багратиона, армия Барклая де Толли, батарея Раевского (Слайд) подвиг – рассказ ученика.

1 главное препятствие – Семёновский овраг. Ученик у карты.

Главный удар на армию Багратиона. Семь раз французы ходили в атаку. С обеих сторон потери были огромны. Смертельно ранен Багратион.

За 15 часов сражения линия обороны не была прорвана. Сражение не выиграно, не проиграно.

?Но что оно показало? Учебник стр. 75 1 абзац.

Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой».

Учебник Москвоведения стр. ?; (2 абзац сверху)

1 сентября 1812 года Кутузов собирает военный совет в деревне Фили (слайд)

На военном совете было принято непростое решение: оставить Москву, чтобы сохранить армию и подготовиться к следующим битвам.

Русские войска покидают Москву, вместе с войсками уходят и москвичи, унося с собой продовольствие и сжигая свои дома.

6.   Пожар в Москве.

Французский император ждал ключи от ворот Москвы на Поклонной горе. (слайд)

Учебник стр. 75 (2, 3 абзацы)

(слайд пожар в Москве)

 

7.   Тест.  (Слайд)

1.   Какое решение было принято Кутузовым после Бородинского сражения?

2.   Кто из героев Бородинского сражения тебе запомнился?

3.   Каков итого Бородинского сражения?

 

Итог урока, домашнее задание.

Найти дополнительные сведения о героях Отечественной войны 1812 года, используя учебник и энциклопедии.

Сайт создан в системе uCoz