Игры в начальной школе с
компьютерной поддержкой
На курсах повышения квалификации был разработан фрагмент урока «Окружающий мир» с компьютерной поддержкой
(http://nachsch1413.narod.ru/kurs_1413_tich/bez_mas.htm).
Освоив информационные технологии, поняли как это хорошо, т.к. картинки животных мы могли использовать не только на уроках окружающего мира, но и на уроках русского языка, на чтении, на уроках труда, рисования.
Тогда возникла идея на основе этого фрагмента создать игровую программу. Игровую программу могут разработать старшеклассники на уроках информатики и сам преподаватель. Для проведения компьютерных игр от учителя не требуется профессиональных навыков работы на компьютере.
Игра разработана в среде Microsoft РowerPoint для поддержки преподавателя
http://nachsch1413.narod.ru/www_nach/bez/ig.htm
Роль игры в современном процессе обучения возрастает в связи с необходимостью дискретного усвоения ряда новых понятий и снижения степени психологического напряжения. Игры помогают преподавателю избежать сухого дидактизма, именно они помогают ученикам быстрее адаптироваться в учебном процессе и успешнее овладевать основами разных предметов. Игры стимулируют общение между преподавателем и учащимся и между отдельными учащимися, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между людьми начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.
Что же такое игра?
Игре как одному из основных видов деятельности в жизни маленьких учеников отведено необходимое место в учебно–воспитательной работе в I – IV классах. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно–воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам в начальной школе. Игра – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепление знаний. Игра представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Игры являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно – волевого и эмоционального.
Процесс игры подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана с определенной темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями необходимыми для реализации замысла игры. Учебная задача в игре не ставится прямым образом перед детьми, поэтому в непреднамеренном усвоении учебного материала происходит «двойственная природа» игры – учебная направленность и игровая форма – позволяет стимулировать овладение в непринужденной форме конкретным учебным материалом.
Дидактические игры делятся на:
- предметные игры
- предметно-словесные
- словесные
Дидактические игры предназначены для индивидуальной игры, а также в них может играть группа детей состоящая из 2х или большего числа человек.
Игры используются в качестве игрового приема в процессе обучения. С их помощью удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные ими навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у детей, и помогают результативному овладению знаниями. Игры проводятся под руководством учителя, т.к. учащиеся не могут самостоятельно организовать их проведение.
Если сравнивать руководство дидактическими играми, проведенные традиционным способом с руководством дидактическими играми, проведенными с компьютерной поддержкой, то можно увидеть следующее:
Традиционный способ |
С компьютерной поддержкой |
1. Игры проводятся под руководством учителя. (Преподаватель читает или говорит условие игры, затрачивая при этом много времени и сил). |
1. Игру может проводить либо учитель, либо сам ученик. Задания дети читают сами с экрана монитора, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. |
2. Учитель знакомит детей с предметами или материалами, с которыми им придется работать для этого он должен использовать раздаточный или наглядный материал. |
2. При нажатии кнопки на экране появляются предметы с которыми они должны работать. Можно показать 1 предмет, а можно показать все предметы сразу, что облегчает задачу учителя и дает ясное представление детям о предметах, с которыми им надо работать. Затрачивая при этом минимум времени. |
3. Учитель решает дать учащимся более полное объяснение игры в сочетании с показом части (или целиком) игрового действия. |
3. На компьютере это можно сделать быстро, что сохраняет время на уроке. Причем изображение на компьютере красивое, яркое. Все движется как в мультфильме. Это привлекает внимание детей и вызывает большой интерес к игре. |
4. Начинается игра и учитель контролирует правильность ответов. Очень сложно определить степень самостоятельности каждого учащегося. Иногда оценка бывает необъективной. |
4. Правильность ответа можно увидеть сразу посредством звукового или светового сигнала на экране. Ориентируясь по этому сигналу, ребенок сам контролирует количество правильных ответов и сам может оценить свой ответ, что очень важно для учащихся в игре. |
Чем же хороши игры с компьютерной поддержкой?
Тем, что здесь нужно создать эту программу только один раз использовать ее хоть на каждом уроке. Причем на основе одного и того же материала можно придумать много различных игр. Все они очень яркие, красочные, используемые герои или предметы движутся или перемещаются в пространстве.
Этот момент имеет важное психологическое значение, поскольку он создает у детей соответствующий психологический настрой, который помогает детям быть более внимательными и выполнять задания верно. И конечно, это вызывает у детей большой интерес. В каждой игре используются межпредметные связи с уроками чтения, русского языка, природоведения.
А для проведения игр традиционным способом нужна огромная подготовка для каждой игры. А чтобы это было ярко, красиво нужна помощь родителей, а для этого требуется много времени и сил.
Мы знаем, что любая игра должна способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Все эти задачи и выполняют уроки с компьютерной поддержкой и игровые программы.
Данная работа может быть модернизирована, добавлены новые игры, загадки.
Литература:
Л. Чилингирова, Б. Спиридонова «Играя, учимся математике»: Москва. Просвещение 1993г.
Е.М. Минскин «От игры к знаниям» Москва. Просвещение 1990г.