Игры в начальной школе с компьютерной поддержкой

 

На курсах повышения квалификации был разработан фрагмент урока «Окружающий мир»  с компьютерной поддержкой

 (http://nachsch1413.narod.ru/kurs_1413_tich/bez_mas.htm).

Освоив информационные технологии, поняли как это хорошо, т.к. картинки животных мы могли использовать не только на уроках окружающего мира, но и на уроках русского языка, на чтении, на уроках труда, рисования.

Тогда возникла идея на основе этого фрагмента создать игровую программу. Игровую программу могут разработать старшеклассники на уроках информатики и сам преподаватель. Для проведения компьютерных игр от учителя не требуется профессиональных навыков работы на компьютере.

Игра разработана в среде Microsoft РowerPoint для поддержки преподавателя

http://nachsch1413.narod.ru/www_nach/bez/ig.htm

Роль игры в современном процессе обучения возрастает в связи с необходимостью дискретного усвоения ряда новых понятий и снижения степени психологического напряжения. Игры помогают преподавателю избежать сухого дидактизма, именно они помогают ученикам быстрее адаптироваться в учебном процессе и успешнее овладевать основами разных предметов. Игры стимулируют общение между преподавателем и учащимся и между отдельными учащимися, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между людьми начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

 Что же такое игра?

Игре как одному из основных видов деятельности в жизни маленьких учеников отведено необходимое место в учебно–воспитательной работе в IIV классах. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно–воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам в начальной школе. Игра – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепление знаний. Игра представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Игры являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно – волевого и эмоционального.

Процесс игры подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана с определенной темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями необходимыми для реализации замысла игры. Учебная задача в игре не ставится прямым образом перед детьми, поэтому в непреднамеренном усвоении учебного материала происходит «двойственная природа» игры – учебная направленность и игровая форма – позволяет стимулировать овладение в непринужденной форме конкретным учебным материалом.

Дидактические игры делятся на:

- предметные игры

- предметно-словесные

- словесные

Дидактические игры предназначены для индивидуальной игры, а также в них может играть группа детей состоящая из 2х или большего числа человек.

Игры используются в качестве игрового приема в процессе обучения. С их помощью удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные ими навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у детей, и помогают результативному овладению знаниями. Игры проводятся под руководством учителя, т.к. учащиеся не могут самостоятельно организовать их проведение.

Если сравнивать руководство дидактическими играми, проведенные традиционным способом с руководством дидактическими играми, проведенными с компьютерной поддержкой, то можно увидеть следующее:

 

Традиционный способ

С компьютерной поддержкой

1. Игры проводятся под руководством учителя. (Преподаватель читает или говорит условие игры, затрачивая при этом много времени и сил).

1. Игру может проводить либо учитель, либо сам ученик. Задания дети читают сами с экрана монитора, что активизирует мыслительную деятельность учащихся.

2. Учитель знакомит детей с предметами или материалами, с которыми им придется работать для этого он должен использовать раздаточный или наглядный материал.

2. При нажатии кнопки на экране появляются предметы с которыми они должны работать. Можно показать 1 предмет, а можно показать все предметы сразу, что облегчает задачу учителя и дает ясное представление детям о предметах, с которыми им надо работать. Затрачивая при этом минимум времени.

3. Учитель решает дать учащимся более полное объяснение игры в сочетании с показом части (или целиком) игрового действия.

3. На компьютере это можно сделать быстро, что сохраняет время на уроке. Причем изображение на компьютере красивое, яркое. Все движется как в мультфильме. Это привлекает внимание детей и вызывает большой интерес к игре.

4. Начинается игра и учитель контролирует правильность ответов. Очень сложно определить степень самостоятельности каждого учащегося. Иногда оценка бывает необъективной.

4. Правильность ответа можно увидеть сразу посредством звукового или светового сигнала на экране. Ориентируясь по этому сигналу, ребенок сам контролирует количество правильных ответов и сам может оценить свой ответ, что очень важно для учащихся в игре.

 

Чем же хороши игры с компьютерной поддержкой?

Тем, что здесь нужно создать эту программу только один раз использовать ее хоть на каждом уроке. Причем на основе одного и того же материала можно придумать много различных игр. Все они очень яркие, красочные, используемые герои или предметы движутся или перемещаются в пространстве.

Этот момент имеет важное психологическое значение, поскольку он создает у детей соответствующий психологический настрой, который помогает детям быть более внимательными и выполнять задания верно.  И конечно, это вызывает у детей большой интерес. В каждой игре используются межпредметные связи с уроками чтения, русского языка, природоведения.

А для проведения игр традиционным способом нужна огромная подготовка для каждой игры. А чтобы это было ярко, красиво нужна помощь родителей, а для этого требуется много времени и сил.

Мы знаем, что любая игра должна способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Все эти задачи и выполняют уроки с компьютерной поддержкой и игровые программы.

Данная работа может быть модернизирована, добавлены новые игры, загадки.

Литература:

Л. Чилингирова, Б. Спиридонова «Играя, учимся математике»: Москва.  Просвещение  1993г.

Е.М. Минскин «От игры к знаниям» Москва. Просвещение  1990г.

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz