Тема
урока «Кто такие звери?»
Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками зверей, внешним
строением, с их разнообразием.
1. |
Чёрен,
да ворон. Рогат,
да не бык Шесть
ног без копыт. |
(Жук) |
||
2. |
Маленький
мальчишка В сером
армячишке По
двору шныряет, Крохи
собирает. |
(Воробей) |
||
3.
|
У
родителей и деток Вся
одежда из монеток. |
(Рыба) |
||
4. |
Он
высокий и пятнистый, С
длинной – длинной шеей, И
питается он листьями – Листьями
деревьев. |
(Жираф) |
||
|
|
|
|
|
Ребята,
скажите, кто же такой жук? А воробей? А
рыба? А жираф?
Как
одним общим словом можно их всех назвать?
Давайте вспомним, что является характерным признаком
всех насекомых. Чем отличаются рыбы от других животных?
Назовите
отличительные признаки птиц.
А
сегодня мы с вами должны ответить на вопрос, а кто же такие звери?
II. Новый материал.(работа с
учебником)
1. Откройте учебники на стр. 26 и прочитайте вопрос.
Какое из этих животных – зверь? Рассмотрите рисунок
под вопросом.
Чтобы ответить: кто на рисунке зверь, надо установить
– кто точно не зверь.
Итак, орел это
– птица (отвечают дети и объясняют почему), жук – насекомое (отвечают и объясняют почему дети). Остались крокодил и мышь. Вариантов
2 или звери оба, или кто-то один из них. Чтобы ответить на этот вопрос, надо
точно знать признаки зверей. Начнем наше исследование.
У каждого из вас на парте лежит конверт, возьмите его
в руки и достаньте картинки. Рассмотрите всех животных
которые изображены на них. Сравните, и попробуйте ответить на вопрос из каких
частей состоит тело животных. (ответы
детей).
А теперь посмотрите в учебник и найдите эти же части
тела у жирафа. (покажите
своему соседу по парте)
Ничего нового, необычного вы не увидели. У нас самих
есть всё то же самое, кроме хвоста. Чем же звери отличаются от других животных.
Вспомните чем покрыто тело рыб? А у птиц?
А чем покрыто тело у зверей? Правильно. Прочитайте
слова мудрой черепахи в нижней части страницы.
Только у зверей тело покрыто шерстью. Что такое
шерсть? Это мех или волосы. Это отличительный признак зверей, который вы сразу
можете узнать.
Только у зверей самки вырабатывается молоко для
кормления детенышей. Поэтому зверей называют
млекопитающими.
Количество шерсти у зверей может быть разным. У лисы,
например, его много, а у слона – мало. Это зависит от того в каком месте живет зверь и какой образ жизни ведет. У многих зверей волосы двух
видов, например, у бобра под длинными, жесткими волосами спрятан плотный слой
мягких. Когда бобр ныряет в воду, то намокают только наружные волосы. А у ежа
особые волосы. Они называются иглами.
Зная отличительные признаки зверей, вернемся к рисунку
и попробуем ответить на вопрос: кто же зверь? Мышь или крокодил?
Значит мышка это зверь, а крокодил – нет. У него есть
шерсть? (нет).
А теперь давайте вспомним, из чего появляются малыши у
крокодила? (из яиц). Кормит ли крокодил своих малышей молоком? (нет).
Сделайте вывод.
2. Посмотрите на стр. 27. Давайте попробуем ответить на
вопросы:
Что необычного в строении тела этих животных?
Как ты думаешь, с чем это связано?
Посмотрите на кита. У него нет шерсти, а тело покрыто
гладкой кожей. Учёные говорят, что когда-то давным-давно у кита была шерсть, но
она исчезла от долгого пребывания в воде.
Звери могут питаться растениями или животными,
добывать пищу днем или ночью.
Часть зверей обитает на земле, а часть на деревьях.
Звери могут иметь постоянную окраску или менять её в разные времена года.
Какие звери меняют окраску? С какой целью они меняют
свои шубы?
3. Мы много интересного узнали о зверях. Кто же они такие
звери?
А
сейчас давайте поиграем в игру.