Тема
урока: Как зимой помочь птицам?
Задачи урока: познакомить детей с зимующими птицами,
правилами изготовления кормушек и подбору корма.
I.
Отгадайте
загадки.
1. |
По
лужку он важно бродит. Из
воды сухим выходит. Носит
красные ботинки. Дарит
мягкие перинки |
(Гусь) |
2. |
Маленький
мальчишка В сером
армячишке По
двору шныряет, Крохи
собирает. |
(Воробей) |
3.
|
На
шесте – дворец. Во
дворце – певец. А
зовут его ….. |
(Скворец) |
4. |
Всех
перелётных птиц черней. Чистит
пашни он червей. Взад
– вперёд по пашне вскачь. А
зовется птица ….. |
(Грач) |
5. |
Черный
жилет, Красный
берет. Нос,
как топор, Хвост,
как упор |
(Дятел) |
Гусь Воробей
Скворец
Дятел
Грач
- Кто это?
- Как отличить птиц от других животных?
- Как вы думаете, почему эти слова я написала в 2
столбика?
- (В 1 столбике – перелетные птицы)
- Каких вы еще знаете перелетных птиц?
- (Во 2 столбике – зимующие птицы)
Ребята, как вы думаете, а почему птицы улетают в
теплые края?
- Какое сейчас время года?
- Каково птицам зимой?
Сегодня мы будем говорить о том, как зимой помочь
птицам.
II.
Новый материал.
1. Рассмотрите рисунок кормушки на
стр. 56.
2. Каких птиц вы видите?
3. Какие из них живут у нас круглый год? (синицы,
воробьи, поползни)
4. Какие птицы прилетают на зиму? (свиристели, снегири)
Осенью многие птицы улетают на юг. Но большинство из
них хорошо переносят зимы (т.е. холод), но т.к. зимой под снегом и льдом они не
могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их улетать в теплые
края. Не все птицы улетают в теплые края. В родных местах остаются те, которые
и зимой могут находить пропитание, такие птицы называются зимующие.
Синицы
круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой они собираются в стайки и
перебираются к жилью человека. Когда нет насекомых, синицы едят семена деревьев
и кустарников, любят хлеб и сало.
Воробьи
зимой тоже стараются держаться поближе к человеку. В сильные морозы им холодно
ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под
крыши сараев.
Поползня
вы могли и не видеть, но эта птичка живет у нас круглый год. Свое имя она
получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но
ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и
припрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.
Так бегать по дереву кроме поползня никто не умеет.
Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к
человеческому жилью. Есть он будет все, что сможет найти. А если поползень
найдет кормушку, куда люди положили семена, то он будет перетаскивать их и
прятать, делать запасы.
Каких птиц вы видели на улице?
В зимнее время вороны переселяются в ближайшие
города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами,
поэтому ворон можно увидеть на помойке или городской свалке. Ранней весной
вороны снова разлетятся по лесам и рощам.
На кормушке мы видим гостей
которые прилетели к нам зимовать. Это – перелетные
птицы.
Свиристель
– таёжный житель. Но к нам прилетает зимовать т.к. любит плоды рябины, калины,
клюквы. Свиристель розовато-серого цвета, с рыжеватым хохолком на голове.
Хохолок у птицы то поднимается, то опускается края крыльев и хвостика
ярко-желтые. А когда она поёт, кажется, что кто-то на старинной дудочке свирели
играет.
Снегири
прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом,
отсюда и название этой птицы.
5. Какие птицы нарисованы на стр.
57?
6. На ветках какого дерева они сидят?
7. Как вы узнали это дерево?
Дрозды –
певчая птица. Существует много видов дроздов: певчий, дрозд-рябинник. Как вы думаете: за что птица получила такое
название?
Свое имя эта птица получила за особую любовь к ягодам
рябины. Другие дрозды тоже едят ягоды рябины, но меньше. Кроме ягод дрозды
поедают огромное количество насекомых.
III.
Практическая
часть.
1.Мы познакомились с некоторыми птицами, внимательно
рассмотрели их. А для того, чтобы было много птиц в лесах, парках, огородах, мы
должны сейчас в зимнюю пору помочь им. Весной и летом птицы отблагодарят нас,
поедая насекомых-вредителей.
Что же мы должны сделать?
2. Отгадайте загадку:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(Кормушка)
3. Рассмотрите в учебнике стр. 57изображение кормушек.
Посмотрите какие кормушки принесла я. Из чего они
сделаны? Какие – менее удачно? Почему?
Если у кормушки нет крыши, то всю еду накроет снегом.
Если птице не на что сесть или зацепиться лапками, есть ей будет неудобно.
Какую из этих кормушек мы можем сделать сами?
4. Ребята, у каждого из вас на парте лежит листочек.
Попробуйте вместе с соседом по парте составить меню для птичьих столовых. Потом
мы составим одно общее меню (дети зачитывают, то что
они написали, а учитель записывает на доске общее меню).
Меню
Арбузные семечки
Дынные семечки
Семечки подсолнуха
Просо
Пшено
Овес
Кедровые орешки
Ягоды рябины, бузины,
черемухи
Хлебные крошки
Кусочки сала (несоленого)
5. Изготовление кормушек по группам.
IV.
Итог урока.
Вспомните, о каких птицах шла речь на уроке?
Зимующие они или перелетные?
Как мы можем помочь птицам пережить зиму?