|
Главная улица Москвы Москвоведение 2 класс Форма: урок – виртуальная экскурсия Цели урока: познакомить учащихся с главной улицей Москвы. Задачи: расширить кругозор детей; • развитие познавательной активности, • формирование коммуникативных способностей, • воспитание у детей интереса к изучению истории своей страны, своего родного города, • воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, бережного отношения к историческому наследию России. Ход урока 1. Организация детей на занятие. Сегодня на уроке я буду не просто учителем. Я буду экскурсоводом. Все знают, что обозначает это слово? Я хочу пригласить вас на необычный урок, а на экскурсию по одной из улиц Москвы. Это будет виртуальное путешествие, то есть не настоящее, но мы с вами побываем на этой улице, многое увидим, со многим познакомимся. Прочитаем вместе девиз нашего путешествия: (2 слайд презентации урока) 2. Актуализация знаний. В Москве три с половиной тысячи улиц. Какие вы знаете улицы? Назовите. Но главная улица – одна. Может быть кто-то знает, какая? Давайте прочитаем в учебнике на стр. 46 (3 слайд презентации урока) Откуда же начиналась Тверская улица? (Почти от самой Красной площади) Показ по карте из игры-викторины. Тверская улица начинается от Иверских (Воскресенских) ворот Красной площади. Так они выглядят сегодня. (4 слайд презентации урока) А так они выглядели в старину (18 век) (4 слайд презентации урока). В какие старинные города вела эта улица раньше? Через что въезжали цари из Санкт-Петербурга в Москву? Как выглядит Тверская улица сегодня? Не только сейчас это все есть на Тверской улице, но и старину на ней строились лучшие дома и гостиницы, открывались самые богатые магазины. На этой улице впервые появилось уличное освещение, и был построен первый кинотеатр (5 слайд презентации урока). А в 1933 году по этой улице прошла линия первого троллейбуса (5 слайд презентации урока). Сначала ширина Тверской улицы была всего 17 метров. Поэтому в 1936 году на улице снесли многие дома, церкви, а некоторые дома по левой стороне улицы были отодвинуты в глубь дворов без отселения жильцов (6 слайд презентации урока). Давайте посмотрим в учебнике на стр. 48-49, сколько площадей пересекает Тверская улица. Прочитайте их название. Первая площадь, которую пересекает Тверская улица, называется Тверская площадь. Показ на карте (7 слайд презентации урока). Прочитаем в учебнике на стр. 47 второй и третий абзацы, что находится на этой площади. Что же за пятиэтажное здание находится на Тверской площади? (8 слайд презентации урока). Что в нём находится? Кто работает? Чем занимается правительство Москвы? Как зовут главу правительства – мэра? (9 слайд презентации урока) Раньше здание Мэрии, выстроенное по проекту архитектора Казакова, принадлежало генералу-губернатору. В нём проходили торжественные приёмы и блистательные балы. Генерал-губернатор – глава правительства Москвы и Московской губернии (области) до 1917 года. (10 слайд презентации урока) Напротив Мэрии находится памятник основателю Москвы. Вспомните его имя. (11 слайд презентации урока) Напротив здания Мэрии возвышается памятник основателю Москвы - Юрию Долгорукому, поставленный на этой площади в 1954 году. |
3. Физкультминутка. Выполнение гимнастических упражнений под музыку песни «Кипучая, могучая, никем непобедимая
Страна моя, Москва моя, ты самая любимая»
4. Продолжение темы.
Следующая площадь по Тверской улице называется – Пушкинская. Показ на карте. (13 слайд презентации урока)
Как вы думаете, почему она получила такое название? (ответы детей) (13 слайд презентации урока)
Прочитаем в учебнике на стр. 47 последний абзац и далее.
Раньше эта площадь называлась Страстной, так как здесь до 1920 года находился Страстной монастырь. А так выглядела эта площадь в 1915 году.
Пушкинскую площадь пересекают два бульвара: Тверской бульвар
и Страстной бульвар (14 – 16 слайд презентации урока).
Почему же эту площадь назвали Пушкинской? (Ответы) (17 слайд презентации урока)
Давайте прочитаем на стр. 49 учебника, что Пушкин видел, когда въезжал в Москву по Тверской улице.
Гуляя по Тверской и сейчас можно увидеть множество различных домов: высотные дома соседствуют с низкими, старые с новыми. (18 слайд презентации урока).
Сменяют друг друга магазины, гостиницы, жилые дома, музеи и театры, государственные учреждения. В начале 19 века шесть из семи лучших гостиниц находились на Тверской улице (19 слайд презентации урока).
Здесь была и главная аптека города. Далеко не на каждой улице в то время была аптека. (20 слайд презентации урока)
Здание телеграфа, построенное в 1927 году. (21 слайд презентации урока)
Здание государственной Думы. (22 слайд презентации урока)
Здание Елисеевского магазина. Там до сих пор находится магазин и туда можно сходить не только как в музей. (23 слайд презентации урока)
А вот и те самые «львы на воротах…» (24 слайд презентации урока)
Что же это за здание? Прочитаем под картинкой.
Музей современной истории. (25 слайд презентации урока)
Наше путешествие подходит к концу и мы приближаемся к последней площади Тверской улицы – Триумфальной. Показ на карте. (26 слайд презентации урока)
(27 слайд презентации урока) так она выглядит сегодня, а такой она была в начале 20 века.
Вспомните, почему площадь называется Триумфальной? (Стояли триумфальные ворота)
На этой площади стоит ещё один памятник и тоже поэту.
Прочитаем в учебнике второй абзац снизу стр. 50. (28 слайд презентации урока)
Это Владимир Владимирович Маяковский. Какие его стихи вы читали? Давайте прочитаем, что он писал о Москве.
Москва белокаменная,
Москва камнекрасная
Всегда
Была мне
Мила и прекрасна…
5. Итог урока.
(29 слайд презентации урока)
6. Домашнее задание. (30 слайд презентации урока)
Слайды презентации урока: