|
Урок природоведения в 3 классе по теме: « Кто что ест?» ЗАДАЧИ УРОКА: Повторить группы животных и их признаки. РАССМОТРЕТЬ ЦЕПИ ПИТАНИЯ В ЖИВОТНОМ МИРЕ. Ход урока: 1. Организационный момент. Психологическая подготовка: -Сегодня на уроке нам понадобится хорошее настроение. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. 2. Повторение пройденного материала. -Какая наука занимается многообразием животного мира, строением и распостранением животных?( Зооология- « зоо» греч. животное, «логос» –наука) Давай те вспомним с какими группами животных мы познакомились на прошлом уроке? Проверочная, самостоятельная работа. 1 вариант - записывает в столбик основные группы животных. 2 вариант – записывает в столбик основные признаки каждой группы животных. После выполнения работы учащиеся меняются листками и выполняют задание другого варианта, приписывая к определённой группе признаки животных, либо к признакам- группы животных.Меняются листками и осуществляется взаимопроверка. 2 человека при этом выполняют , закрывшись это же задание на крыльях доски.Проверка осуществляется при помощи слайда 2. Пассивная физминутка:1 - плечи подняли,2 - лопатки свели,3 – плечи опустили. А теперь вы послушаете сказку Николая Сладкова «Загадочный зверь» и попробуйте отгадать о каком звере идёт речь? Загадочный зверь. Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ешь ты? И слышу я голосок: - Угадай, кто я? Я ем Жуков и муравьёв! Я подумал и твёрдо сказал: -Дятел! -Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей! -Ага! Ты птица осоед! -Не осоед! Ещё я ем гусениц и лечинок. - Гусениц и лечинок любят дрозды. -А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога. -Тогда ты, наверное, лесная мышь. -И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей! -Мышей? Тогда, ты конечно, кошка. - То кошка, то мышка! И совсем ты не угадал. - Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок. -Покажусь, только ты признай себя побеждённым. -Рано! – ответил я. -Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу. -Может ты цапля? -Не цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичиих гнёзд яйца. - Похоже ты куница. -Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки , орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы. - Я рассердился и крикнул : «Скорей всего ты- свинья, которая сглупу забралась на ёлку!» -Сдаёшься?-спросил голосок. Ветка качнулась, раздвинулась и я увидел белку! -Запомни! –сказала она. Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних только мух. А белки грызут не только орешки. До конца сказки вам не удалось отгадать:какой зверь разговаривал с автором. Почему? Мы привыкли к тому, что каждое животное ест что-то одно, определённое. Мы рассуждаем так же как и автор. А животные в разных условиях могут питаться разными вещами. Сегодняшний урок посвящён тому. Кто что ест. Работа по теме урока. Прочитайте 1 абзац текста на странице 96 ,ответьте на вопрос: На какие группы можно разделить животных по типам питания ? Составь схему и приведи по 1 примеру в каждой группе.(на доске скелет схемы) Слайд 3. Что значит « растительноядные животные»? Каких вы знаете растительноядных животных? (рассказывают подготовленные дети) Слайд 4 Лось потребляет в год до 7 т корма. Это древесные ветки, кору деревьев, водные растения лесных водоёмов – кубышка, калужница, белая лилия. Слайд 5 Бабочка – нектар цветов, некоторые сосут сок гниющих плодов. Слайд 6 Северный олень питается зимой лишайниками. Летом – белым мхом, ягелем, травой и молодыми листьями ивы, осины, берёзы. Слайд 7 Мышь-полёвка – семенами хвойных деревьев, почками, ягодами, зерновыми культурами Что эначит « насекомоядные животные?» Приведите примеры таких животных. Для каких животных насекомые являются основной пищей. Слайд 8 Скворец. Любовь населения России скворец заслужил не только за его задорную песенку, но также за то, что он уничтожает многих насекомых - вредителей полей, садов, огородов. Его пища – улитки, слизни, гусеницы, долгоносики. Слайд 9 Синица. Истребление вредных насекомых во все времена – это основная польза синиц. Проделывать разнообразные акробатические трюки в поисках пищи синицам позволяют острые цепкие коготки, про которые сложена пословица – «Мала синичка, да коготок остёр». Слайд 10 Крот. Чуткое обоняние указывает кроту, в каком направлении копать, чтобы поскорее добраться до дождевого червяка или личинки майского жука. Каких вы знаете хищных животных? Слайд 11 Добычей щуки, обычно, становится мелкая рыбка. Она поедает себе подобных. Слайд 12 Лиса поедает зайцев, детёнышей косуль, но основа её питания – мелкие мышевидные грызуны. Слайд 13 Стрекозы – хищники, питаются комарами и другими насекомыми. Слайд 14 Божья-коровка лечит растения, уничтожает злейшего врага деревьев и кустарников – тлю. Что значит «всеядные животные»? О каком «загадочном» звере рассказывает Николай Сладков? Она «потрошит» шишки профессионально. За 80с от сосновой шишки остаётся голый стерженёк и груда чешуек; на еловую шишку потратит втрое меньше времени.Это… Слайд15 В весеннем лесу белка может полакомиться молодыми почками, побегами. Особенно любит белые грибы, подберёзовики, маслята. У этих животных склонность к всеядности. Охотно съест не только птичьи яйца, птенчика, улиток, насекомых, в том числе муравьиных куколок и гусениц. Каких животных,кроме белки можно отнести ко всеядным? Слайд 16 Медведь поедает плоды, коренья. От медвежьих когтей не застрахован ни лось, ни кабан. Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. Второе звено цепи – это растительноядные животные. Как вы думаете почему? Третье звено – насекомоядные или хищные животные.(видеофильм о животных) |
Используя текст, необходимо составить схему пищевых связей.выполняем на стр.27 №55 В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы. |
Используя текст, необходимо составить схему пищевых связей.(стр.25.низ) В Крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца. |