Советы психолога
начальная школа

педагогическая мастерская

советы психолога

детское творчество

ЧЕТВЕРОКЛАССНИКИ

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты. Которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспективы перехода в среднюю школу заставляют взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

Сформированность учебных умений и навыков.

К четвертому классу большинство детей уже складываются индивидуальности учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу, после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период. Один ребенок начинает выполнять домашнее задание с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение.

Различие в общем подходе к выполнению учебной работы связано с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного процесса, преобладающим типом восприятия и переработке информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно отметить следующие:

- слушать учителя;

- выделать главную мысль сообщения;

- связно пересказывать содержание текста;

- отвечать на вопросы к тексту;

- ставить вопросы к тексту;

- делать содержательные выводы на основе полученной информации;

- письменно выражать свою мысль;

- привлекать дополнительные источники, пользоваться справочной литературой (словарем, энциклопедией и т.п.);

- адекватно оценивать результаты собственной работы.

Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находит общее и различное; умение отделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.

Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку значительно возрастет количество новой информации, более сложным станет е содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективен. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, переутомления учащихся.

Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тесту?

Детей необходимо учить работать с учебным текстом: выделять главную мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и т.д.

Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня.

С целью повышения психологической грамотности родителей и представления им необходимых ориентиров для занятий с детьми психолог может познакомить их с приемом выделения смысловых мнемических опор.

Индивидуальные склонности и способности детей.

К четвертому классу у большинства школьников намечается дифферениация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.

Предпочтение тех или иных предметов во многом связано с индивидуальными наклонностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности.

А если у ребенка никаких предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.

Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволяют ему проявлять свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

Специальная анкета, разработчиками которой являются де Хаан и Коф, поможет родителям лучше осознать интересы и склонности своего ребенка, выбрать для него наиболее подходящую область внешкольных занятий.

 

"Школьный психолог" №10 март 2002г.
статья Е.Даниловой

Рекомендуемая литература

  • Бардин К.И. "Как научить детей учиться", М., 1987г.
  • Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. "Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими", М., 1992г.
  • Сайт создан в системе uCoz