Советы психолога
начальная школа

педагогическая мастерская

советы психолога

детское творчество


Общие закономерности психологического развития

Когда речь идет о ведущей деятельности и ее значении для развития ребенка в тот или иной период, то это вовсе не означает, будто одновременно не осуществляется развитие по другим направлениям. Жизнь ребенка в каждый период многогранна, и деятельности, посредством которых она. осуществляется, многообразны. В жизни возникают новые виды деятельности, новые отношения ребенка к действительности. Их возникновение и их превращение в ведущие не отменяет прежде существовавших, а лишь меняет их место в общей системе отношений ребенка к действительности, которые становятся все более богатыми.

Если расположить выделенные нами виды деятельности детей по группам в той последовательности, в которой они становятся ведущими, то получится следующий ряд:

Непосредственно-эмоциональное общение – первая группа,

предметно-манипулятивная деятельность – вторая группа,

ролевая игра – первая группа,

учебная деятельность – вторая группа,

интимно-личное общение – первая группа,

учебно-профессиональная деятельность – вторая группа.

Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей.

Рассмотрение последовательной смены одних периодов другими позволяет сформулировать гипотезу о периодичности процессов психического развития, заключающейся в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими. Вслед за периодами, в которые происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, закономерно следуют периоды, в которые идет преимущественное формирование операционно-технических возможностей детей. Вслед за периодами, в которые идет преимущественное формирование операционно-технических возможностей детей, закономерно следуют периоды преимущественного развития мотивационно-потребностной сферы.

Возраст

Социальная ситуация развития

Новообразование

Кризис

Ведущая функция

Ведущая деятельность

Особенности общения

Дошкольник
(5 - 7 лет)

диспропорция между входом в мир взрослых

социализация, усвоение навыков социального общения (в группе), целенаправленность действий. Формирование качеств, волевые усилия

ребенок осознает другие цели, идет смещение целей, зависимость от родителей уменьшается

общение (со сверстниками)

ролевая игра

общение помогает развитию навыков социального общения, формирует качества (общение со сверстниками), формирование социальной роли

Младший школьник
(7-9 лет)

диспропорция между входом в мир взрослых

умение учиться: развитие воли, памяти, мышления, логического запоминания; увеличивается объем внимания, формируется образное мышление, идет развитие воображения

меняется образ мышления - формируется образное мышление

развитие психических познавательных процессов

учебная (игра тоже имеет большое значение)

общение с целью познания, развитие мышления

Подросток
(10 - 15 лет)

желание слиться с группой, ничем не выделяться (механизм психологической защиты - социальная мимикрия)

появления чувства взрослости формирование психических процессов, развитие логического мышления, начало формирования абстрактного мышления

быстрый рост организма, опережающий психическое развитие, требование от других обращение к себе как ко взрослому и одновременно малая требовательность к себе

"Я концепция" самоутверждение, потребность быть взрослым

общение (со сверстниками, группой)

общение в группе помогает удовлетворить потребность чувствовать себя взрослым, раскрыться, выделиться

Сайт создан в системе uCoz