|
О психолого-педагогической готовности к обучению
Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды Л.С.Выготского , Л.И.Боженко, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина.Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7 – летнего возраста ( ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регуляторному обучению. Всплеск интереса во второй раз возник в 1983 году – после знаменитого решения об обучении с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности.
Сегодня обучение проникает уже в дошкольные учереждения в виде формирования навыков чтения, письма, устного счета. Педагогическая наука решает не менее важный, тесно связанный с “готовностью”, вопрос о преемственности дошкольного и начального школьного образования. Интерес к проблеме подогревается всем известным фактором фактической инфантилизации детской популяции (об акселерации уже забыли даже ярые адепты этого феномена).
Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами, работающими в “детстве”. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной, так называемой неготовности ребенка к началу школьного обучения, является “низкий уровень функциональной готовности”, так называемая школьная незрелость, т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6 , и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. Традиционная система образования не способна обеспечить соответствующий уровень развития и для детей обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. В познавательной сфере, в свою очередь, как наиболее важные рассматриваются параметры произвольности познавательной деятельности и уровень развития наглядно-образного мышления. Поэтому понятие “готовность к школе” - комплексное, многогранное и все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры.
Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника содержат следующие параметры:
- Познавательная сфера
1.1.
Произвольность психических процессов это – высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат определенных учебных действий. Совершение учебных действий по образцу и по правилу, установленному взрослыми. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей решения задачи. Произвольность движений и естественной двигательной активности.
1.2. Развитие мышления - высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем и схематических изображений; способность к обобщению (на уровне конкретных предметов). Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключению и выводу на основе имеющихся данных. Роль образного мышления в познании трудно переоценить. Решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане. Образные представления обеспечивают понимание условий задачи, их соотнесение с реальностью, а затем контроль за реалистичностью решения. К концу дошкольного детства образное мышление детей не является сугубо конкретным и ситуативным. Ребенок способен не только представить предмет во всей полноте и разнообразии характеристик, но так же способен выделить его существенные свойства и отношения. У него формируется наглядно-схематическое мышление. Это открывает путь к обучению детей грамоте и математике с опорой на наглядное условное отображение основных закономерностей внутри учебного материала. Оценить сформированность образного мышления у детей можно через наблюдение за их рисованием и конструированием из строительного материала. Для наблюдения за проявлениями образного мышления в рисунке ребенку можно предложить нарисовать человека. Оценка уровня наглядно- схематического мышления может быть сделана на основе наблюдения за конструированием по схематическому изображению.
1.3. Сформированность важнейших учебных действий - Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана умственных действий. Умение выполнять задания взрослого.
1.4. Развитие речи - понимание смысла текста или простых понятий. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи). Основы словесно-логического мышления, без которых невозможно успешное обучение в школе, тесно связаны с развитием речи. Родной язык можно считать главным, центральным предметом в начальной школе, так как он проникает во все предметы начального обучения.
1.5. Развитие тонкой моторики - способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию.
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности - способность сосредоточенно работать в течение 15 – 20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом.
- Особенности поведения и общения школьников
2.1. Взаимодействие со сверстниками - владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем.
2.2. Взаимодействие с педагогами - Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю.
2.3. Соблюдение социальных и этических норм - принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм.
2.4. Поведенческая саморегуляция - Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответному поведению.
2.5. Активность и независимость - активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.
- Особенности мотивационной сферы
.
3.1. Наличие и характер учебной мотивации - желание учиться и идти в школу. Наличие познавательного и социального мотива обучения.
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние ( уровень тревожности ) - отсутствие выраженных противоречий между : а) требованиями школы ( педагога ) родителей; б) требованиями взрослых и возможностями ребенка.
- Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе
. Связанно с развитием самосознания ребенка. У некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это свидетельствует не об особо интенсивном развития самосознания, а о том, что эти дети испытывают дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и внимания взрослых. Получить представление о самооценке ребенка можно различными путями. Например, предложить ему поставить себя на ступеньку лестницы, где на самом верху стоят, скажем, самые сильные ребята его группы, а на нижней – самые слабые.
4.1. Отношения со сверстниками – эмоционально- положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Важнейшим компонентом личностной готовности детей к школе является определенный уровень развития общения со сверстниками. Общение с другими детьми очень важно для формирования способности к децентрации, то есть умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, требующую совместных действий. Если общение с другими детьми не отличается особой конфликтностью, если он сравнительно легко устанавливает деловые контакты со сверстниками, то с уверенностью можно говорить о достаточном для школьного обучения уровне развития общения.
4.2. Отношения с педагогами - эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями. Успешность обучения в начальных классах школы во многом зависят от того, насколько верно дети понимают профессиональную роль и позицию, занимаемую учителем. Без этого невозможно понять истинный смысл происходящего на уроках. Следует отметить , что хорошо подготовленные к школе дети склонны к абсолютизации той роли, которую принимает на себя школьный учитель. В каком-то смысле учитель для этих детей перестает быть живым человеком, а превращается в воплощение роли учителя. При этом, чем больше учитель проявляет себя именно как учитель, чем больше это ценится детьми. Хорошо известно, например, что ученики начальной школы хвастают друг перед другом, чья учительница строже. Строгость, в понимании детей , это как раз то качество, которое относится к самой роли сути учителя. Если уровень развития произвольности низок, то ребенок не в состоянии воспринять учебную задачу в ее специфическом учебном значении. Выявить уровень произвольности в общении с детей со взрослым можно разными путями. Например, использовать игру типа “ запрещенные слова”, где дети отвечают на вопросы взрослого, не употребляя каких-то заранее оговоренных слов. Дети, психологически не готовые к школе, обычно “честно” отвечают на любые вопросы взрослого и, соответственно, нарушают правила игры. Они не удерживают во внимании то обстоятельство, что вопросы взрослого носят условный характер и отвечать на них надо соответствующим образом.
4.3. Отношение к значимой деятельности – эмоционально положительное восприятие школы и учителя.
4.4. Отношение к себе – позитивная “Я-концепция”, устойчивая адекватная самооценка.
При зачислении в школу ребенка психологи и педагоги проводят диагностический минимум. Целью диагностики являются определение когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой готовности детей к обучению в начальном звене школы. Соответственно, в процессе анализа диагностические результаты конкретного ребенка будут сравниваться с определенными параметрами психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника. Чем больше уровень развития дошкольника на момент обследования соответствует содержанию статуса первоклассника (по определенным параметрам), тем выше будет оцениваться степень готовности ребенка к обучению, приобретению тех или иных психологических и социальных навыков, формированию тех или иных психологических новообразований.
Психологическая готовность – это качественное своеобразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно обучаться успешно в массовой школе. Составители школьных программ, как правило, рассчитывают на наличие у детей определенного уровня интеллектуального и личностного развития. Поэтому определение этого уровня чрезвычайно важно при приеме ребенка в школу.
Педагогическая готовность – это запас знаний, умений и навыков, имеющийся у ребенка к моменту поступления в школу. Под этим, как правило, подразумевается умение читать, считать, пересказывать. Информация такого рода важна для учителей начальных классов, через руки которых проходит огромный поток 6-7леток при записи в школу. Она может быть полезна учителю при планировании уроков. Но эта информация не дает прогноза обучения.
Существует масса методик для определения уровня готовности к школьному обучению. Как правило на практике психологи и учителя начальных классов стараются использовать различные методики (наработанные), которые в процессе наработки интуитивно позволяют осущетвлять подбор.
Список использованной литературы:
М.Р.Битянова “ Организация психической работы в школе”; Москва. “Генезис” 2000.
Е.К.Вархотова, Н.В.Дятко, Е.В.Сазонова “Экспресс-диагностика готовности к школе”; Москва. “Генезис” 1999.
Р.В.Овчарова “Практическая психология в начальной школе”; Москва. “Сфера” 2001.
О.В.Хухлаева “Тропинка к своему я”; Москва “Генезис” 2001.
|